Страница 1 из 1

Теоретический предел скорости

Добавлено: Сб мар 28, 2009 4:58 pm
Guitaristka
Автор Михаил Кассиров: http://kassirov.com/new/pila.html

Когда я начал заниматься ИМЕННО вопросом теоретическокого предела скорости, то первое, что пришлось - обложиться учебниками по физиологии (хотел найти ответ в БСЭ, но не получилось). Потом посмотрел несколько курсов по нейрофизиологии - ведь важны не просто скорость сгибания-разгибания мышц, важны так же механизмы иннервации мотонейронов и передачи к ним импульсов от коры головного мозга. Потом вышел на труды замечательного нашего соотечественника - академика Н.А.Бернштейна, который занимался именно вопросами физиологии мышечной активности. Получались очень скоростные цифры, и я понял, что что-то здесь не то. Оказалось много гораздо более "слабых звеньев" в цепи мозг-нейроны-мышцы-смычок-струны-ухо. Первое "слабое звено" - мягкий медиатор: не успевает отклониться в нейтральную позицию после удара по струне. Дальше. Сам звук должен иметь очень быструю и короткую атаку (быстро наростать и быстро затухать), а то всё сливается. Это, кстати, самая большая проблема. Любой искаженный звук уступает чистому (любая схема искажения требует большего времени срабатывания, чем просто "щёлк". Именно по тому, что схема).
Получаем уже вопрос о "читаемости" нот. Тут новая проблема. Например, глиссандо с первого лада на 12-ый (один из примеров максимальной скорости. Другой - 6-ти струнное арпеджио) просто переводит нас на совершенно другой художественный приём.
Для чистого эксперимента остаётся "пила" по одной струне. Здесь можно столкнуться с явлениями другого порядка. Посчитаем:

* 240 в минуту - 4 ноты в секунду - четверть.
* 8 нот в секунду - восьмая.
* 16 нот в секунду - шестнадцатая. Или 16 Герц!

Т.е. уже на скорости большей 240 мы подходим к возникновению новой ноты (16-20 Гц - нижний порог нашего слуха.). Разумеется, это настолько низко, что воспринимается не на уровне ноты, а на уровне низкочастотных биений, но этого вполне достаточно, что бы данное "исполнительство" вышло за рамки непосредственно музыкального исполнительства. В результате экспериментов получилось следующее:

* 220 - для коллектива (например гитара+бас+двухбочечные барабаны). Хотя и 205 хватит в 101 процентов случаев, если чисто сыграно.
* 240 - для одного инструмента (дальше уже ноты сливаются из-за ФИЗЕОЛОГИЧЕСКИХ свойств ушного аппарата).
* 320 - для спорта - Можно контроллировать только акценты (4-ые, а проще 8-шки). Всё что по середине - хочешь верь, хочешь проверь.

Re: Теоретический предел скорости

Добавлено: Сб мар 28, 2009 5:05 pm
Amilla
Guitaristka писал(а):Михаил Кассиров
что делать, чтобы рука на такой скорости колебалась?

Re: Теоретический предел скорости

Добавлено: Вт июл 21, 2009 11:49 am
Mors
Колебать ей на такой скорости. Тут уж без вариантов.